Театрально-научная лаборатория «Аннигиляция»
5-14 ноября 2019 / Казань
Живой город
Театрально-научная лаборатория «Аннигиляция»
1. Идея лаборатории. «Расширение пространства борьбы (исследования)»

Мы считаем, что театр — один из инструментов изучения реальности.

За последние десятилетия российский театр, иногда добровольно, иногда насильно, всё-таки обратил своё внимание на ту современную реальность, что его окружает и частью которой он является. Появился документальный театр, используется техника вербатим, российский театр делает осторожные и робкие шаги для сближения с современным и актуальным искусством.

И в то же время существует область человеческих знаний, которая тоже занимается изучением окружающего нас мира, но делает это куда как более подробно, основательно и внимательно. Это современная наука. Она накопила огромный багаж знаний о человеке, языке, обществе, технологиях, знаний абстрактных и конкретных, которые меняют нашу жизнь с нарастающей скоростью.

Российский театр сегодня почти не взаимодействует с наукой, и нам кажется это ошибкой, потому как именно в науке происходят процессы не только и не столько про прошлое и настоящее, но скорее про будущее, которое и интересует нас в большей степени.

Точно так же как и теоретическая наука не предполагает изменить жизнь конкретного человека здесь и сейчас, занимаясь исследованиями скорее для будущего, так и нам в нашей лаборатории не важен результат здесь и сейчас. Точнее, он важен, но результатом на данном этапе является путь, исследование.



2. Материал лаборатории. «Аннигиляция — реакция превращения частицы и античастицы при их столкновении в какие-либо иные частицы, отличные от исходных».

Изначальным материалом для лабораторной работы должен стать не текст, не пьеса, но идея, предположение или заблуждение, темное пятно на карте, место, где театр еще не бывал. Территории, связанные с научными областями знаний, с научным познанием мира.

Прежде всего нас интересуют точные и формальные науки: математика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика, некоторые аспекты лингвистики, астрономия, математика, химия, информатика, биология, физика.

Лаборатория предполагает создание авторской пары учёный и «режиссер» (слово «режиссер» мы пишем в кавычках, потому что в данной ситуации нам скорее кажется более точным слово «инициатор», или просто «тот, кто что-то начал»). Безусловно, выбранная сфера знаний предполагает хотя бы минимальное знакомство, погружение и интерес к этой сфере авторов («режиссёра» и учёного).
Ученые Казани предлагают свои идеи для Научно-театральной лаборатории
Эдуард Якупов / о сне с точки зрения науки

Вопрос - почему мы спим и зачем нам это нужно? Почему мы видим сны?
Как вообще жить с осознанием того, что треть жизни мы проводим в постели разной степени удобства.
Слушаем врача и ученого Эдуарда Якупова, чтобы проникнуться вопросом.
Эдуард Якупов
зав.кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Казанского ГМУ, создатель и руководитель Нейроклиник «Ваше здоровье», профессор, заслуженный врач
Павел Зелинихин / Микроорганизмы и Микробиом человека


Какие существуют микроорганизмы и почему их называют творцами? Что такое микробиом человека, и почему человека нельзя представить в отрыве от его среды обитания.

Павел Зелинихин
доцент кафедры микробиологии ИФМиБ
Самсон Либерман / Глокализация

Современный мир совсем не похож на "глобальную деревню" Маклюэна, скорее наоборот: он распадается на множество городов, сел, весей, хуторов, племен и союзов и проч. В каждом из них действуют свои собственные законы и порядки,
Это столкновение культурных миров дополняется столкновением времен: средневековые феодалы соседствует с национальными государствами а рабовладение - с роботизацией.


Самсон Либерман
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии КФУ
Роман Урсан / Иммунология

Одной из самых сложных проблем в медицине и биологии как для популяризации, так и для понимания вообще, безусловно, являются механизмы работы иммунной системы. «Судьбы» клеток (особенно клеток иммунной системы) очень похожи на человеческие: и в жизни, и на сцене.
Об удивительной жизни клеток в видео Романа Урсана.

Роман Урсан
м.н.с. научно-исследовательской лаборатории OpenLab "Генные и клеточные технологии" КФУ, врач-кардиолог, член Европейского общества кардиологов
Андрей Новиков / Теория случайностей в обществе

Андрей предлагает художественно раскрыть темы случайности и бифуркации в динамических системах. Как один элемент (иногда это человек) влияет на развитие все системы в целом? Как соотносится малое и большое в нашем быстро меняющемся мире? Подробнее о темах ученый рассказывает в видео.

Андрей Новиков
кандидат математических наук, преподаватель КФУ
Аркадий Курамшин

Судьба катализатора, который выходит из химической реакции не изменившись. Все, что мы читали об этом в учебнике по химии за 8 класс не совсем верно. А какой путь проходит катализатор? Можно послушать в коротком, но емком видео Аркадия Курамшина.

Аркадий Курамшин
старший научный сотрудник КФУ / Химический институт им. А.М. Бутлерова / НИЛ Лаборатория синтетических физиологически активных веществ доцент, кандидат химических наук
3. Структура и сроки лаборатории, метод отбора участников

До 25 сентября (продлеваем прием до 2 октября) — приём заявок на почту zhivoy_gorod@mail.ru
Заявка должна состоять из эссе о возможном проекте, или же о пути его реализации, или в другой форме, которая кажется вам оптимальной. Вариантов достаточно много, мы не хотели бы ограничивать участников или же направлять их по какому-то определенному, известному нам пути. Мы просим прикрепить фото и CV «режиссеров» (диплом о режиссерском образовании не требуется).
Обязательно указывайте в теме письма АННИГИЛЯЦИЯ.

5 октября — к этому дню мы отберём заявки и объявим результаты на сайте Фонда поддержки современного искусства «Живой город» zhivoygorod.io
Важно: мы оплачиваем «режиссёрам» дорогу и проживание в Казани во время лаборатории.

с 5 октября по 5 ноября — дистанционная работа Ученого и Режиссера, где авторы обсуждают возможные творческие решения для реализации проекта и работают над концепцией.

1 ноября — старт предварительной совместной работы. «Режиссёр» начинает общение с учёным, компетентным в обозначенной «режиссером» сфере знаний и предложенным как соавтор инициаторами лаборатории; учёным, который безусловно обладает некоторой полнотой знаний в той области, с которой хочет работать «режиссер» (если участники находятся в разных городах — диалог происходит с помощью доступных средств связи).

5 ноября — театрально-научная лаборатория «Аннигиляция» в Казани стартует. Все авторы встречаются с кураторами лаборатории.

6-11 ноября — репетиционный процесс работы над эскизом.

12-13 ноября — «театральная» (в кавычках, чтобы не относиться к этому как к чему-то, чему нас учат) реализация проекта. То есть реализация (показ, представление, спектакль, «что-нибудь такое») пути и исследования в пространстве творческой лаборатории «Угол» в Казани в присутствии зрителей.

14 ноября — закрытие лаборатории и подведение итогов.

Инициаторы лаборатории: Олег Лоевский, Дмитрий Волкострелов, Фонд "Живой город".

При поддержке Министерства культуры РТ, Фонда Михаила Прохорова и Фонда "Эволюция".