Рус  |  En 
ЛАБОРАТОРИЯ РОССИЙСКОГО «ТЕАТР ГОРОЖАН» прошла в MOÑ
А это Методическое пособие, которое было составлено на основе работы лаборатории на театральной площадке MOÑ (24-30 октября 2022 года). мы хотим назвать это пособие "дорожной картой театра"
ЛАБОРАТОРИЯ российского «ТЕАТР ГОРОЖАН» прошла в MOÑ
А это Методическое пособие, которое было составлено на основе работы лаборатории на театральной площадке MOÑ (24-30 октября 2022 года). мы хотим назвать это пособие "дорожной картой театра"
КОМУ АДРЕСОВАНА ЭТА ДОРОЖНАЯ КАРТА?
Всем, кто хочет помогать проявляться в театре невидимым группам общества, работать с экспертами из разных областей, приглашая их в театр в качестве соавторов, а также тем, кому просто интересно развитие театра горожан в России.
кто мы такие, и почему нам можНО доверять?
Мы — это команда фонда "Живой город" и площадки MOÑ, и мы, начиная с 2020 года, активно развиваем театр горожан в Казани. Мы приглашаем экспертов — в этом году лабораторию вели Полина Шатохина и Алексей Ракульцев. В предыдущие годы с нами работали Наташа Боренко и Ада Мухина. Инициатором развития на площадке MOÑ театра со-участия является первый куратор площадки — Елена Ковальская.

За два года мы провели внутреннюю онлайн-лабораторию, публичную онлайн-лабораторию, фестиваль, где были сделаны пять эскизов спектаклей и выпустили пять спектаклей в формате театра горожан (как спектаклей-игр, так и свидетельских спектаклей с горожанами на сцене). Об этих проектах можно прочитать здесь.

Будет здорово, если вы познакомитесь с материалами, которые мы собирали предыдущие два года.
Из чего состоит наша дорожная карта театра?
(вместо содержания)
1
выбираем определение, думаем над текущим опытом и отвечаем на практические вопросы
2
анализируем и изучаем опыт других стран и России, знакомимся с разными форматами
3
учимся применять упражнения в работе с группами: почему важно начинать с разминки и что такое форум-театр
4
узнаем, как именно организовать опен-колл, где искать экспертов и как убедить их участвовать в проекте
5
задаемся вопросом о том, как долго могут (и должны?) существовать проекты театра горожан и что мы можем сделать прямо сейчас, чтобы продолжить развивать его
РАЗБИРАЕМСЯ С ТЕОРИЕЙ
Что такое театр горожан?
Театр, где никого не имитируют и ничего не изображают. Где живут и пребывают. Другими словами, в театре горожан профессионалы в театре совместно с жителями города создают события, чтобы поднять вопросы, которых не касается официальная культура, и дать голос людям, невидимым в медийной реальности.
правильно ли называть то, о чем мы говорим, именно "театр горожан"?
На самом деле нет. Просто потому, что участниками такого театра могут стать не только жители города, но и жители любого другого населенного пункта, будь то село, деревня, маяк на другом конце мира, или же это будет гость из другой страны. Честнее всего это называть просто театром. Но пока нам всё ещё требуется какое-то разделение от театра традиционного с актерами и классическим текстом, поэтому мы держимся за определение театр горожан. Еще мы двигаемся в сторону определения театра со-участия.
вопрос:
У вас есть определение "театра горожан" в конце-то концов?
ответ:
Да, его сформулировали Наташа Боренко и Ада Мухина, когда проводили онлайн-лабораторию театра горожан совместно с "Живым городом" в 2020 году. Звучит так:
Театр горожан – это профессиональный театр с непрофессиональными актерами. Горожане, которые раньше были только зрителями (или даже не доходили до театра), получают возможность быть активными создателями спектакля.
Но это определение будет меняться со временем, мы не сомневаемся.
Так все-таки — как выглядит театр горожан?
Всегда по разному. В опыте MOÑ сейчас сложилось два формата — свидетельский театр, где горожане выступают не только донорами историй, но и перформерами (спектакли "Чын татар" и "Педсовет") и спектакли участия, где на этапе создания происходит исследование в городе, а затем зрители становятся участниками процесса (спектакли "Децентрализация" и "Морфемалар").
После двух лет работы авторы спектаклей задаются вопросом — неужели заканчиваются формы и методы?

На лаборатории мы пытались разобраться в том числе и с этим.
вопрос:
С чего начинается "театр горожан"?
ответ:
Как и всё в искусстве — с идеи, вопроса, который мучает автора или сообщество. Вопрос, который поднимает автор, приводит его к экспертам или носителям определенного опыта, с которыми он работает лабораторным методом — встречается, разговаривает, делает перформативные практики, или обсуждает те вопросы, в которых у горожан (но мы помним, что они не обязательно на самом деле могут быть горожанами, могут быть и селянами, к примеру) имеют опыт или экспертность.
В начале работы нам важен общественный договор. Все, что будет происходит в процессе и в итоговом показе — важно обговорить "на берегу". Например, если вы или ваша институция подвергаете вынужденному цензурированию итоговый показ — это нужно озвучить участникам. Но если вам комфортно внутри работы группы говорить на абсолютно любые темы — это важно обозначить. Точно также в начале нужно очертить круг вопросов, которые могут быть травматичными для группы, спросить об этом участников. В этот момент автор (театральный профессионал) выступает тем, кто обеспечивает соблюдение правил.
КСЮША ШАЧНЕВА
режиссерка и создательница проектов театра горожан в России
Вопросы, которые возникают в работе
Режиссерка и художница Ксюша Шачнева на лаборатории российского театра горожан задавала вопросы, которые возникли в ходе ее работы с разноформатными проектами. Некоторые из них мы решили зафиксировать в этой дорожной карте.
Как избежать экзотизации?
Тут важно отметить, почему вообще возник такой вопрос. Спектакль "Чын татар", который активно ездит на гастроли, вне пределов Татарстана был встречен тепло, но имел некоторую экзотизацию по отношению к её участникам. Встречались вопросы: "А говорят ли эти люди по-русски?" Это оскорбляет участников, и в целом — это то, что надо проговаривать со зрителем. Но в ходе обсуждения на лаборатории, команда пришла к следующим решениям. Шаг первый — проговаривать с участниками спектакля о возможности подобной реакции и акцента на том, что это не про них, а про зрителя. Шаг второй — разговаривать со зрителем через доступные инструменты: обсуждение спектакля живьем, пояснительные тексты в соцсетях и СМИ. Театр в целом благодаря своим инструментам способен объяснять то, что не объясняет или не достаточно объясняет сейчас медийное пространство. А театр горожан как раз работает с пробелами в ответах на вопросах в обществе.
Как быть с чужой травмой?
Чужая травма — неотъемлемый элемент того, с чем мы можем столкнуться в ходе работы. И относится к ней надо как к любой травме — бережно. Это именно тот случай, когда горизонтальная структура доверительных отношений внутри группы перестает быть горизонтальной и ответственность за безопасность сообщества берет на себе автор (профессионал в театре) и пользуется доступными ему методами: формулирует новые правила поведения в группе, приглашает психолога-консультанта или более опытного медиатора.

ЧТО ТАКОЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОСТЬ И ПОЧЕМУ ОНА ВАЖНА?

В работе с горожанами важно придерживаться горизонтальной структуры, не смотря на то, что опыт участников лаборатории показывает, что соблюдать горизонтальность всегда — практически невозможно. В горизонтальных отношениях по умолчанию все имеют равные права на высказывания предложения, идеи, на обсуждение и возражение. При прочих равных условиях в группе может возникнуть конфликт или спорный вопрос — тогда профессионал из театра становится медиатором такой дискуссии. Решение о форме принимает автор и это нормально. Именно потому, что это равный обмен. Горожане делятся своей экспертностью и опытом, а театральный профессионал — своей.

Сбор информации о проблематике — важный этап. И даже если вы не планируете выводить горожан на сцену, разговаривать с ними всё равно придется. И делать это надо уважительно, с вниманием и фиксируя все этапы взаимодействия. Без фиксации вы можете упустить одну из точек зрения, которую вы возможно игнорируете в виду нашего субъективного восприятия мира.

Со-авторы спектакля "Децентрализация" Настя Радвогина и Дина Сафина поделились с участниками лаборатории своими выводами и принципами работы с разрешения других создательниц — Наташи Боренко и Венеры Галимовой. Мы считаем важным зафиксировать этот опыт здесь:

Как собирали информацию для проекта "Децентрализация?

  • интервью с исследователями города / активными людьми в городе
  • посещение общественных обсуждений
  • прогулки по городу пешком и наблюдение
  • поиск сталкеров в городе, интервью с ними
  • спонтанные интервью с горожанами на улицах (основная задача — собрать мнение разных возрастных и социальных групп)
  • анализ данных и статистики о бездомных
  • изучение источников со статистическими данными о городе
  • обратная связь на тестовых показах

В основе спектакля "Децентрализация", где зрители-участники перепридумывают город Казань в условиях игры, где отсутствует центр, лежит принцип "мозгового штурма". Подобные практики можно использовать и при работе с группой. Принцип прост: ведущие задают четкие параметры и рамки действия, в которых нужно отпустить свою фантазию и, никак себя не ограничивая, предлагать идеи. Например, Дина и Настя предлагали участникам лаборатории придумать праздник для двора Казани, чтобы этот праздник вовлек всех жителей двора и стал регулярным. Но каждой группе дали изображение конкретного двора, что и запустило процесс мозгового штурма (нам важно от чего-то отталкиваться в своих даже самых нереальных идеях).

СМОТРИМ ПРИМЕРЫ
вопрос:
А можно посмотреть какие еще спектакли "театра горожан" есть в России и мире? Какие существуют форматы?
ответ:
Конечно! Для этого кураторы лаборатории — Полина Шатохина и Алексей Ракульцев — собрали примеры, а редакторка "дорожной карты" Зоя Рутер заверстала их красиво на сайте, чтобы было удобно тыкать в ссылки, и добавила парочку своих примеров. Ура.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Пришла пора начать работать с группой. Эксперты в любой другой области кроме театра доверяют вам — человеку, который следует этой дорожной карте — организацию правил и предложения точек соприкосновения. Нам важно, чтобы участники могли открыто поделиться опытом, а также, возможно, предоставить вам свою историю — документальный материал, который может стать основой для спектакля или междисциплинарного проекта. Мы систематизировали упражнения, которые давали авторы лаборатории — Полина Шатохина и Алексей Ракульцев и делимся ими с вами.

ЗНАКОМСТВО 
Хорошее правило в начале работы — использовать бейджи с именами, попросите участников записать имена так, как им бы хотелось, чтобы их называли.

1
Приглашаем всех участников встать в круг. Инструкция:
Глазами ищем любого человека в круге. Неторопливым шагом начинаем движение к нему и смотрим в глаза. Пока идём, называем своё имя, род профессиональной деятельности (чем занимаешься?), своё хобби (что любишь делать в свободное время?). Подойдя к выбранному человеку, заканчиваем свой путь вопросом «а ты, имя человека

2
Запускаем броуновское движение — беспорядочно перемещаемся по залу. Стараемся смотреть в глаза людям, которые встречаются на пути. Ведущий поднимает руку и говорит вид театра, которым хочет заниматься (это примерный вопрос, можно говорить о другой теме). Если участники согласны – они должны остановиться и поднять руку. Если не согласны – продолжают движение. Ведущим может стать любой.

3.
Броуновское движение. Так же смотрим в глаза участникам. Если взгляды встретились – участники соединяются в пары и молча должны придумать свой индивидуальный жест приветствия, опираясь только на ощущение от человека.
Если впоследствии во время этого задания участники снова оказываются в паре со своим прошлым партнёром—они должны воспроизвести то приветствие, которое придумали вместе друг с другом.

Задание на доверие.
1 часть
После последнего упражнения участники должны остаться в паре с тем, с кем придумывали последнее приветствие.
В своей паре они определяют кто ведущий, а кто ведомый. Ведомый закрывает глаза, а ведущий молча, используя только прикосновения ведёт его по пространству так, чтобы остальные участники не потревожили ведомого. Через три минуты партнёры меняются ролями.

2 часть
Ведомый становится свободен и с закрытыми глазами может идти, танцевать и двигаться так, как ему хочется. Ведущий теперь должен оберегать его, но минимализировать касания. Через 3 минуты партнёры меняются ролями.

После упражнения выделяется время на коллективную рефлексию:
Что было комфортнее — быть ведущим или ведомым?
Какие ощущения или эмоции вы испытали?

РАЗМИНОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Не стоит пренебрегать разминкой перед началом активной работы в группе, особенно мозгового штурма и углубленного интервью. После разминки людям будет легче включиться в работу.


1
Встаем в круг. Ведущий дает задание: выкидываем правую руку вперед и трясем ею на счет до восьми, затем так же левую, потом правую и левую ногу и, повернувшись попой в круг, ею. Далее делаем то же самое на счет до семи и так до единицы. Принцип задания: делаем быстрее каждый раз.
Включается музыка. Выполнение задания. Обычно это разогревает участников и создает неформальную и дружелюбную атмосферу.

2
Встаем в круг. Включается музыка. Ведущий дает задание: один из участников в кругу начинает делать какое-либо движение — другие должны начать за ним повторять. Затем начинает движение следующий — все повторяют. Так танцуем, пока не разогреемся.

3
Упражнение — ренакмент одного из перформансов Денниса Оппенгейма.
Автор идеи — Полина Шатохина.

Направлено на проживание чувства коллективного тела.

Садимся на пол в линию или полукруг друг за другом так, чтобы смотреть в спину другого человека. У каждого в руках — лист формата А4 и ручка. Кладем лист на спину соседу, сидящему впереди. Первый человек начинает рисовать, второй пробует повторить рисунок на спине у следующего, опираясь на ощущения на своей спине, и так далее. Рисуем в течение пяти минут. Затем раскладываем рисунки по порядку и смотрим на то, как менялось изображение от человека к человеку.

4
Позволяет почувствовать друг друга, сонастроиться.

Броуновское движение: двигаемся в хаотичном порядке, стараясь не сталкиваться друг с другом, заполняем пространство. В какой-то момент любой человек останавливается — остальные участники должны это заметить и остановиться вместе с ним. Так же, одновременно, они начинают движение. Ведущие меняются в течение пары минут. Следующая вариация: человек останавливается с поднятой рукой и говорит факт о себе, те, кто с ним согласен, так же останавливаются и поднимают руку, остальные при этом продолжают двигаться.
Еще возможная вариация: ведущий предлагает одному из людей начать издавать какой-то звук — остальные должны его подхватить. Продолжают движение в совместном звучании.

5
Начинаем разогревать тело. Аккуратно, но интенсивно растираем ладони, а затем уши, лоб, шею, плечи, бедра, колени, икры; двигаем ножками, прыгаем, затем снова растираем ладони и прикладываем их к закрытым глазам. Тихонько надавливаем теплыми руками на глаза. Открываем глаза. Разминка завершена.

6
Отличным способом для разминки всегда является общий танец. Вы всегда можете включить видео на экране перед группой и предложить повторять движения за героем на экране. Только такое видео нужно выбрать с умом :)
СБОР ИНФОРМАЦИИ
Одним из самых распространенных методов работы с непрофессионалами в театре — это работа через вербатим. Это фактически практика интервью, но отличается она в том, что имеет перформативность в своей основе. То есть информация не просто поступает от донора истории, но у него и у группы появляется возможность историю услышать. 

Эти практики вы можете предложить своим участникам внутри сообщества, вы можете помочь открыться и поговорить им о своих болях и вопросах.

1
«Вербатим в наушниках»— «театр без бумаги» предполагает, что исполнитель работает с аудио документальной речи напрямую – существует на сцене, слушая и воспроизводя голоса своих героев.

Техническая сторона в настоящее время, в основном, состоит в том, что актер берет интервью у любого человека («донора») как журналист. Человек должен быть достаточно открытым и не защищаться от задаваемых вопросов («не ставить пластинку»), в противном случае актёру нужно повторять вопросы заново, чтобы человеку пришлось отвечать по-другому. Можно честно и открыто говорить «донору» подробно о цели вопросов, о проекте, с малозначительными деталями. При показе актёр использует неприкосновенный текст, который, в основном, не подлежит редактированию, его нельзя украсить, причесать или дополнить. Рабочим материалом становится не только сам текст, но и психологический портрет героя, зачастую скрывающийся не в словах — в паузах, в повторах или оговорках.

Эту практику просто предложить группе, разделив на пары. Дать каждой паре время задать два-три вопроса друг другу.
Например,
"Что вас волнует прямо сейчас больше всего на свете?"
На ответ дается минута. Один герой следит за временем, пока другой отвечает и записывает свою речь. Каждая такая аудиозапись заканчивается фразой "Ваше время истекло".
Затем истории рассказываются (текст присваивается) другим участником пары во время перформанса через наушники.

Перформанс - вид современного искусства, где автор становится частью произведения и заключается в действиях художника или группы, которые проходят в определенном месте в определенное время и обязательно на глазах у зрителей.

2
«Вербатим-история» — другой принцип — создавать историю, в которой по классической схеме будет завязка, основное действие, кульминация и развязка. 

Принцип тот же — вы делите группу на пары, в каждой из которых один записывает историю другого по правилам трёхактной структуры, и если считает, что ему чего-то не хватает для этого — задает уточняющие вопросы. По ходу изложения, тот, кто записывает, может даже придумать форму репрезентации этой истории: дневник событий, белый стих (когда оставляете только часть оригинального текста, но не в коем случае его не меняете). И так далее. 

Обязательно — перформативная практика в конце, когда истории прочитаны. 

3
Телесный вербатим 
Практика, предложенная Алексеем Ракульцевым в ходе лаборатории.

Находясь в пространстве, в котором вы работаете с группой, каждому участнику предлагается в тишине пройтись по помещению и найти те элементы, вещи, неровности на стенах, следы краски и т.д., которые раньше они не замечали.  

После трех-четырех минут изучения, участники встречаются в кругу и делятся своими открытиями. 

Затем ведущий предлагает отыскать три точки в пространстве, в котором участник может каким-то образом расположить себя. 

Перформативная практика этого задания заключается в том, что по команде ведущего (по началу музыкального трека, как вариант) участники меняют свои три позиции по очереди, тем самым создавая зацикленное движение в пространстве. А каждое четвертое место можно заменить действием со зрителем.  

В подобной практике зрители могут дать интересную обратную связь о том, что они увидели и как они могут интерпретировать увиденное. А участники внутри перформанса соотвественно получат толчок к дискуссии, к идеи или обсуждению чего-либо. 

ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ
Групповой перформативный тренинг о прошлом 

Участники получают задание — найти в пространстве самое удобное и комфортное для них место. В этом месте они проведут дальнейшие полчаса.

Участникам нужно взять с собой телефон. В нем они должны найти свидетельство того, чем они занимались в этот день ровно год назад: воспоминания из соц сетей, фото в фотоплёнке, сообщения в переписке и т.д.
Бонусом— найти трек, который ассоциируется с этим днём.

На выполнение задания дается до 10 минут.

Когда задание выполнено, участники по одному выходят в круг под трек, который они выбрали и рассказывают, что с ними происходило ровно год назад, опираясь на найденный в телефоне материал. Очередность участников зависит от историй: если история спикера каким-то образом перекликается с историей другого участника — он выходит следующим.

Упражнение про предмет

Подходит также для окончания занятия, так как провоцирует на внутреннюю рефлексию. Помогает установить более глубокие связи между участниками группы.

Садимся в круг. Ведущий предлагает подумать о предмете, который каждый взял бы с собой при переезде в другую страну (можно говорить о том, что переезд, например, без возможности возвращения). Про телефон, ноутбук, зубную щетку и прочее очевидное — не говорим.
После пяти минут размышлений — делимся друг с другом своими внутренними открытиями. Можно это делать по кругу.

вопрос:
То есть в театре горожан вообще-вообще нет актерской игры и изображения одного человека другим на сцене?
ответ:
Чисто теоретически — нет. Но всегда остаётся форум-театр, как пример работы в поле театра участия, и в котором есть формат "изображения другого". Но это работает по другим правилам. Сейчас объясним.
Форум-театр — методика интерактивной работы среди разных слоев общества, направленная на решение социальных проблем. Придумана Аугусто Боалем.

Сущность методики форум-театра – это поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками и участницами путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Мы предлагаем вам одну из схем работы, существуют и другие. Вы можете встретить их на практике, в работе Аугуста Боаля, и его последователей.

Простая схема, которую можно повторить и попробовать метод форум-театра в своей группе.
1
1
Исходная точка
Необходимо объединить участников в команды (рекомендуем объединять по 3-5 человек).
Каждой группе нужно дать одну очень простую фразу с заложенным в нее конфликтом, при этом достаточно абстрактную. Примеры фраз: “Это неправильно”; “Хватит! Мне это не нравится!”; “Выйди, ты здесь лишний”.
2
2
Подготовка стоп-кадра
Группы делают стоп-кадры на заданные фразы, используя всех участников своей команды, выделяя протагониста и антагониста так, чтобы получилась ситуация “угнетения”. На подготовку необходимо отвести не больше 3-4 минут.
3
3
Показы стоп-кадра 1
Далее следует попросить команды запомнить свои положения в стоп-кадре. Попросить команды “отмереть”, выбрать очередность показов (слева-направо, справа-налево, по-часовой стрелке, против часовой стрелки, рандомно, по готовности) Каждая группа показывает свой стоп-кадр, другие смотрят и озвучивают предположения, что это может быть за ситуация, что в ней случилось, что происходит, на что похоже и какая фраза может это описать.
4
4
Анализ услышанного и внесение изменений
Ведущий вводит новые данные — предлагает разучить со всеми "запуск действия" через телесное взаимодействие (хлопок со словом "Поехали!" или “барабанная дробь”). Такой "запуск" заставит одного из участников стоп-кадра отмереть и сделать какое-то действие.
Участникам команд предлагается отредактировать свои стоп-кадры, исходя из сказанного теми, кто на них смотрел, чтобы сделать картину более точной в соответствии с их фразой.
5
5
Показы стоп-кадра 2
Снова показ и предположения. Один представитель из другой команды прикасается к одному из героев стоп-кадра — тот, кого коснулись, озвучивает простой репликой (исходя из предлагаемых обстоятельств, но не выдавая фразу конкретно) то, что мог бы сказать в такой ситуации он / его герой. Так делает каждая группа. Продолжается обсуждение, что это за ситуация, какой фразой можно ее обозначить.
6
6
Подготовка инсценировки
Участникам команд снова предлагается подредактировать свои стоп-кадры, и теперь расширить их историю — придумать стоп-кадр "до" и "после" основного события (стоп-кадра с конфликтом). Например: стоп-кадр за пять минут до произошедшего и стоп-кадр через пять минут после произошедшего. Итого должно получиться 3 стоп-кадра. Для этого необходимо внутри команд договориться о том, кто какую конкретно играет роль, придумать героям задачи, мотивацию, обозначить физическое и метафизическое действие.
7
7
Итоговый показ
Перед показами команд необходимо договориться о механике. Как пример: “Коллективный запуск (барабанная дробь , “Поехали”!)
первый кадр, смотрим - хлопок
второй кадр - смотрим - хлопок
третий кадр - смотрим - обсуждаем"

Затем смотрим сначала и в каждом стоп-кадре можно прикоснуться к одному из героев, герой, оживая, может произнести, что угодно в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами, мотивацией и задачей своего героя.
Внедрение изменений
Завершающий этап тренинга. Каждая из команд может выбрать любой стоп-кадр противника (объединение команд между собой определяет модератор тренинга), в котором на их взгляд можно исправить ситуацию так, чтобы получилось разрешить в ней конфликт. Участники снова показывают стоп-кадр, члены другой команды меняют в ней что-то (можно переместить человека, встать на его место и т д). Смотрят и обсуждают. И так с каждой из команд.
9
9
Выход из кризиса
Каждая команда ищет в других стоп-кадрах то “положение” героя, которое способно разрешить конфликт в ситуации. Когда кто-то "запускает действие", все герои стоп-кадра оживают и взаимодействуют.
В каждой команде ищется разрешение конфликта.
10
10
Завершение
Финальная рефлексия. Вопросы. Пожелания. Открытия. Все делятся по очереди.

На лаборатории российского театра горожан в MOÑ участниками были не только профессионалы, которые работают с форматом, но и горожане — лидеры небольших сообществ, которые сами пробовали себя соавторами эскизов спектаклей. Для того, чтобы определиться с темой и формой эскизов, участникам было предположено ответить на вопросы о своей идеи по методу Георга Жено.

Метод работы в театре горожан Георга Жено

Прежде чем приступить к реализации проекта, участник отвечает на вопросы:

  • Что тебя глубоко волнует?
  • С кем ты хочешь делать проект (соавторы, герои)?
  • Чем участие в твоем проекте будет полезно соавторам-участникам (что они получат: опыт, возможности, знание, доступ к чему-то)?
  • Чем будет полезен проект городу/пространству/месту/другим горожанам?
  • В каком формате хочешь сделать проект (спектакль, перформанс, игра...)?
  • Что происходит на сцене/в пространстве/месте действия (опиши в виде инструкции, как последовательность действий — так, чтобы по этому описанию любой человек мог представить, что именно происходит физически)?
  • Целевая аудитория твоего проекта (зритель, которому будет важно/нужно/интересно)?
  • Способ взаимодействия с аудиторией во время показа (если есть)?
ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ

Сложность приглашение к участию непрофессионалов в театре состоит в том, что поле "театра горожан" до сих пор кажется пугающе неизвестным. В представлении широкого круга людей слово "театр" вызывает ассоциативную цепочку из "сцены-актеров-пьесы", а то, что в театре можно исследовать и документировать реальность — кажется задачей доступной исключительно профессиональным драматургам и режиссерам.

Поэтому задача автора — заинтересовать экспертов и сообщества в участии.

какие способы есть?
  • open-call через сайт — самый простой вариант
  • личное приглашение к экспертной дискуссии или оценке
  • коллаборация
open-call или как быть "Внятными"
Поиск участников, доноров историй, перформеров и экспертов в той или иной области начинается с организации open-call, когда вы предлагаете потенциальным участникам заполнить заявку. А затем осуществляете отбор среди присланных анкет.

А чтобы open-call был успешным достаточно соблюдать простые и понятные правила.

Мы можем показать примеры:
Например, вот так мы собирали заявки на лабораторию театра горожан в 2022 году среди лидеров казанских сообществ.

А вот так выглядела страница open-call для учителей Казани, когда мы уже закрыли прием заявок.

Как сделать так, чтобы ваш open-call заполняли горожане

Достаточно представить себя на месте заполняющего заявку и дать ответы на вопросы, которые могут возникнуть

Даты и условия
Очерчивайте временные и ресурсные границы для участника четко: когда, зачем, сколько?
До какого числа вы собираете заявки и когда сообщите про итоги — это тоже важно писать сразу.
О проекте
В чем состоит идея, откуда появилась она, почему важна. Попробуйте потестировать свое описание на незнакомых людях перед публикацией.
Анкета
Соберите данные, которые вам действительно необходимы. Если для вас важен возраст – озвучьте. Если для вас важно место проживания — укажите.
Помимо контактных данных, задайте участнику вопрос, зачем ему нужен ваш проект. Но не усложняйте ему слишком жизнь — не просите три видео с монологом или пятнадцать фотографий в анфас.
Преимущества
Обозначьте на странице заявки — зачем вы приглашаете людей к участию в вашем проекте. Что они получат на выходе — опыт, новое сообщество, знания?

Точки касания с аудиторией

Давайте поймем, где именно искать тех, кто вам нужен для участия в проекте

Социальные сети
Вы размещаете open-call на сайте и рассказывайте о нем через ваши социальные сети. Таким образом вы затрагиваете свою аудиторию, которая уже в контексте вашей деятельности. Не стесняйте просить аудиторию поделиться и рассказать об open-call их друзьям и знакомым. Инициируйте информационный шум через сопутствующие мероприятия / розыгрыши и кросс-промо с партнерами.
1
Анализ сообществ
Начните записывать все сообщества, которые близки с темой вашего проекта, ищите целенаправлено лидеров этих сообществ и присылайте информацию им.
Не забывайте вести таблицу и уточнять после первого касания — как именно была воспринята ваша информация и передал ли её человек дальше.
2
Офлайн СМИ
При взаимодействии со СМИ подумайте о тех точках входа, которые вы раньше не задействовали. Может быть вы никогда не публиковались в печатной газете? Не приходили на радио, чтобы рассказывать о проекте? Open-call — отличный повод начать это делать. Помните, что главная цель — новая аудитория. Та, что с вами, уже в курсе через ваши социальные сети.
3
Офлайн события
Создавайте события, которые рассказывают о том, что вы делаете. Например, перед лабораторией российского театра горожан мы (команда MOÑ) сделали открытую встречу в Национальной библиотеке РТ, которая называлась "Зачем горожанам театр, а театру горожане?". Мы рассказали о методах работы, сделали перформативную практику и заинтересовали людей. А событие передвигали через офлайн каналы и печать листовок.
4
Сообщества-партнеры
Некоторые крупные городские сообщества могут быть связаны с крупными институциями — например, студенческие объединения или профсоюзы, сотрудники крупных компаний. В таких сообществах лучше распространять информацию через чаты и подписки, а также воспользоваться email-рассылками. Пригласите в обмен на услугу распространения информации hr-команды или предложите рекламное размещение.
5
Личные контакты
Как можно больше контактируйте с организаторами событий и сообществ. с яркими спикерами вашего города. Записывайте их контакты и рассылайте информацию им лично.
6
ПРОБЛЕМА: на open-call подаются те, кто находятся в нашем информационном поле и нашей ценностной картине мира, сложно выйти за пределы "пузыря" и привлечь тех, до кого мы не дотягиваемся через просто "рассказывание" о формате театра горожан.
ЭКСПЕРТЫ КАК СОАВТОРЫ
Не все хотят быть перформерами на сцене, не у всех есть время, силы и понимание, зачем им нужно участвовать в театральных проектах.
И это — нормально!
Но, в период, когда вы создаете проект на важную для вас тему — альтернативой open-call будет являться личное приглашение экспертов для консультации.
Например, вы делаете проект про археологию в театре, и в качестве экспертов точечно приглашаете на интервью археолога. Эксперт делиться своим опытом, а вы в ходе интервью предлагаете ему точки соприкосновения и преимущества работы с театром. Например, дополнительная аудитория для его просветительского проекта, организация совместного события и так далее.
КОЛЛАБОРАЦИИ
И ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ О НИХ ЗАБЫВАТЬ
Проекты театра горожан можно и нужно создавать совместно с другими институциями: научными клубами, галереями, некоммерческими организациями, бизнесами и так далее.
Главное, что от вас требуется – навыки коммуникации и точные границы того, как вы можете взаимодействовать.
Профицит бизнеса — реклама, галереи — новая аудитория. Найдите то, чем вы можете быть полезны друг другу.
А составляя предложения и настраивая коммуникацию — вспомните наши правила для составления open-call. Они будут такими же и для первого письма в организацию, сотрудничество с которой вам было бы интересно.
РАЗМЫШЛЯЕМ О БУДУЩЕМ

До недавнего времени облако тегов с определения театра с участием непрофессионалов расширялось до бесконечности. За последние два года мы сократили определения до театра горожан. Но и теперь мы хотели бы оставить среди понятий только театр. Всё, чем мы занимаемся с горожанами и не только с ними – это театр, который отвечает современному времени и контексту. Это и есть — современный театр. И каким он будет дальше — зависит от нас и тех, кто к нам присоединится.

Театральная лаборатория с горожанами — это не столько создание театрального продукта, сколько способы работы с гражданским обществом театральными методами. Мы бы хотели обсудить еще два важных для нас вопроса, которые поднимали на лаборатории.
Почему важен итоговый (даже закрытый) показ
Опыт Центра им.Вс. Мейерхольда и пространства "Внутри", которые проводили Кружки театра горожан и затем выпускники магистратуры "Социального театра" масштабировали это по всей России — показывает, что театральные методы работают в первую очередь на создание таких микро-сообществ, которые решают проблемы социализации, самоидентификации людей. Место, где люди могут открыто говорить о том, что их волнует, дискутировать и задавать вопросы. Работа с группой, даже если цели создать репертуарный проект нет, должна быть завершена показом итоговой работы. Она может быть показана только своим зрителям (родственникам и друзьям) или же быть записана на видео, чтобы зафиксировать и унести этот опыт с собой. Но завершение процесса — важно для группы.
Не существует единого формата
Сейчас по. всей России и в мире продолжают рождаться спектакли, междисциплинарные проекты, которые чем-то похоже друг на друга. Но давайте зададим себе вопрос — не похоже ли друг на другу десять пьес Шекспира, даже если это разные тексты? Ведь в каждой из интерпретаций будут актеры, читающие текст. Только это будет разный текст, разные люди, разные акценты.
Тогда почему не может существовать сотня спектаклей, где люди делятся своим опытом через монологи, если это разные темы? Или же еще сотня театральных игр появится про города, проблемы, события, наше прошлое и наше будущее?
Возможно, нам просто стоит попробовать.
Дорожную карту театра подготовили:
команда лаборатории Российского театра горожан в MOÑ при организационной поддержке ООО "Лада Продуксьон" и фонда "Живой город"
Кураторы лаборатории:
Полина Шатохина
Алексей Ракульцев
Составитель и редактор:
Зоя Рутер
Материалы собирали:
Анастасия Жукова
Анастасия Бабаева
Елизавета Коломиец
Дарья Гуськова
Куратор лаборатории от MOÑ:
Павел Сидоров

Выражаем благодарность Елене Ковальской, Кристине Матвиенко, Инне Ярковой, Георгу Жено, Анастасии Тархановой.