Оперы Александра Маноцкова на Острове Свияжск
Оперы Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место» и «Красный сад» написанные для показа на Острове Свияжск и по материалам свияжских архивов

Живой город
Оперы Александра Маноцкова
проект оперной трилогии
Композитор и режиссер - Александр Маноцков
«Сны Иакова, или Страшно место»
Название оперы отсылает нас к ветхозаветной истории про «лестницу Иакова». Однако словосочетание «страшно место» ассоциируется еще и со Свияжском: после революции здесь взрывали храмы и расстреливали священнослужителей, именно в Свияжске в 1918 году Лев Троцкий впервые в истории гражданской войны применил «децимацию» (расстрел каждого десятого бойца, бежавшего с фронта). В эпоху СССР в Свияжске располагались лагерь и тюрьма НКВД, в них погибли более пяти тысяч безвинно осужденных. После смерти Сталина в Свияжске «поселилась» психиатрическая больница… Маноцкову было важно осмыслить колоссальный опыт несчастий Свияжска, не растерять историческую память этого «страшного места». Музыку «Снов…» (звучат клавишные гармоники, аккордеон и валторна) хочется сравнить с рекой: спокойная, кажущаяся в своей простоте однообразной, она внушает то тревогу, то покой. Похожий эффект производит и переплетение сюжетов, выстроенных Маноцковым из текстов тюремных анкет, синодиков Свияжского Успенского Богородицкого монастыря, справок и документальных монологов из коллекции Марины Разбежкиной «Чурики-мокурики острова Свияжска». Положенные на неторопливую музыку, они кажутся фрагментами дурного сна: «58-я статья, десять лет, диагноз – эмфизема легких, рак желудка… Смерть последовала от вышеуказанных заболеваний». В сравнении с официальным языком справок монологи свияжских сумасшедших – поэзия: «А разве без жены нельзя? Дети ведь живут. Я по-детски буду жить!»… (Айсылу Кадырова)

Опера – лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска".

«Красный сад»
Вторая в трилогии опер Александра Маноцкова, написанных им в Свияжске — и о Свияжске. Премьера первой части, «Сны Иакова, или Страшно место», состоялась в августе 2017 года. Либретто было основано на документальных текстах как Успенского монастыря, так и располагавшихся в нём в советское время лагеря и психбольницы, а также на текстах из Ветхого завета и службы Успения, которые, в сущности, тоже по-своему документальны. Подобное наложение исторически неопровержимого на мифологическое, их инверсии – пожалуй, естественное свойство острова-града Свияжск.

В либретто использованы документальные тексты, описывающие открытие в Свияжске в 1918 г. Красного Сада и памятника Иуде Искариоту, гностическое «Евангелие Иуды, а также стихи Д. Бедного и Л. Рейснер.

Как и лёгшее в основу либретто второй одноактной оперы цикла событие, сама опера «Красный сад» придумана специально как действо для разыгрывания на открытом воздухе: вокалисты пользуются мегафонами (причём не только для усиления голосов, но и как специальными музыкальными инструментами), а к первоначальному составу исполнителей «Снов Иакова» присоединяется струнный квартет с электроинструментами.
Хотите получать афишу наших событий на месяц?
Оставьте нам свой email