Пересказ дискуссии
Кинорежиссеру не нужен театр?
О чем мы спорили перед началом шестой лаборатории «Свияжск АРТель»


Кинорежиссеру не нужен театр? Пересказ дискуссии

О чем мы спорили перед началом шестой лаборатории «Свияжск АРТель»


1 августа Фонд поддержки современного искусства «Живой город» провел в «Углу» пресс-конференцию шестой лаборатории «Свияжск АРТель», где впервые будут участвовать кинорежиссеры — Тимур Бекмамбетов, Игорь Волошин и Елизавета Стишова.

Пресс-конференцию мы совместили с дискуссией «Кинорежиссеру не нужен театр?». О пользе театра для кино рассуждали театральный критик Айсылу Кадырова, кинопродюсер Альбина Нафигова и соучредители фонда «Живой город»: Диана Сафарова, Артем Силкин и Инна Яркова. А модератором был театральный критик Антон Хитров.

Это пересказ нашей встречи.

Артем Силкин: «Свияжск АРТель» всегда была связана с местом, где проходит лаборатория. Тема этого года — дорога, важное для Свияжска понятие: в 50-х [когда наполнили Куйбышевское водохранилище] его связь с большой землей оборвалась — и восстановилась только десять лет назад, когда построили дорогу. Эскиз Елизаветы Стишовой по житию протопопа Аввакума будет напрямую связан с этой темой: речь пойдет не только о буквальной дороге [которую проходит ссыльный Аввакум], но и о духовном пути героя.

Инна Яркова: Игорь Волошин будет делать эскиз по собственному тексту. Это история о репрессиях, которая имеет прямое отношение к Свияжску (при Сталине там работала исправительно-трудовая колония — прим. редактора). Тимур Бекмамбетов готовит спектакль о Ходже Насреддине.

Диана Сафарова: В офф-программе лаборатории будет театральный эскиз Василия Березина по «Слову о полку Игореве». В проекте участвует Роза Хайруллина, а еще живые коровы.

Антон Хитров: Инна, вы уже работали с лучшими профессионалами театра — какой смысл теперь полагаться на людей из другой индустрии?

Инна Яркова: Дело в том, что в последние два года мы стараемся привлечь на территорию театра людей из смежных видов искусств — театр от этого только выигрывает. Например, художница Ксения Шачнева, с которой мы начинали работать как с графическим дизайнером, сейчас выпускает в «Углу» спектакль как режиссер.

Артем Силкин: И потом, наша организация называется «Фонд поддержки современного искусства» — то есть мы поддерживаем самых разных художников, а не только театральных.

Антон Хитров: Как ощущение от работы с кинорежиссерами?

Инна Яркова: Театральные режиссеры долго определяются с актерами и локацией, от них бывает трудно добиться информации по эскизу. У кинорежиссеров все происходит быстрее, подготовительный этап получился очень слаженным — но при этом самым активным за пять лет. Артистов они выбирают не только по фото, но и по видео.

Альбина Нафигова: Для кино это нормальный ритм. Кино и театр — это как две разные женщины, но мужчина у них один — это режиссер. Театр — вальяжная женщина, кино — женщина-вихрь.

Антон Хитров: А все-таки — театр дает режиссеру какие-то возможности, которых не дает кино?

Альбина Нафигова: Главное преимущество театра в том, что он воспринимается глазами: это уникальный инструмент, ни одна оптика не достигла такого совершенства. А в кино есть посредник — камера, которая бывает подслеповатой.

К разговору присоединяется сидящий в зале кинорежиссер Алексей Барыкин.

Алексей Барыкин: Вещи, приемлимые для театра, болезненны для кино. Например, монодрама (пьеса для одного актера — прим. редактора) заходит в театре, но в кино ее сложно реализовать. Театр дает право и даже обязанность на символизм и абстракцию, а в кино все должно быть реалистично — если только это не авторский фестивальный фильм.

Антон Хитров: Кинорежиссер Жора Крыжовников учился в ГИТИСе у Марка Захарова, но не захотел работать в репертуарном театре — он говорит, карьера молодого режиссера там развивается слишком медленно. Айсылу, вы согласны? В театре у молодых режиссеров перспективы действительно хуже, чем в кино?

Айсылу Кадырова: Перспективы и там, и там одинаковые. Все зависит от везения. Вообще театр — это школа, у театральных режиссеров часто получаются блестящие фильмы, например, «Почти смешная история» Петра Фоменко и «Братья Че» Михаила Угарова. А когда человек из мира кино приходит в театр — это нередко бывает неудачно. Ждет ли кинорежиссеров провал в Свияжске? Вряд ли, потому что лаборатория по формату больше похожа на съемки фильма, чем работа в репертуарном театре.

Антон Хитров: Какие главные проблемы, с которыми сталкивается режиссер в театре?

Айсылу Кадырова: Обесценивание, которое может прийти откуда угодно — это такая токсичная подножка. Окружение. И бюджет.

Антон Хитров: А в кино?

Альбина Нафигова: Найти сценарий и найти бюджет.

Антон Хитров: Журналист и создатель «Мобильного художественного театра» Михаил Зыгарь считает, что поскольку театр — узконаправленное нишевое искусство, которым не могут наслаждаться миллионы по закону жанра, ему сам бог велел быть максимально смелой экспериментаторской площадкой. Дескать, это его конкурентное преимущество перед кино и телевидением. Это правда, что сегодня в России театр предоставляет больше возможностей для эксперимента? Или для гражданского высказывания?

К разговору присоединяется кинопродюсер Марина Галицкая.

Марина Галицкая: [Театральный режиссер] Леонид Ефимович Хейфец говорил в интервью, что в советскую эпоху было два места для откровенных разговоров: кухня и театр. Сейчас, конечно, другая эпоха, есть интернет, но по степени откровенности театр его опережает.

Артем Силкин: Я хочу вписаться за другие виды искусства. В советское время романы Стругацких были не менее откровенны, чем театр или кино. Что касается эксперимента, такую возможность дает любой вид искусства: в последнем альбоме [рэпера] Фейса для меня больше нового, чем во многих спектаклях. Везде возможны достижения и провалы.Альбина Нафигова: В кино, как и в театре, есть огромное поле для экспериментов. Борис Гуц снял полнометражный фильм «Фагот» на мобильный телефон за несколько дней: эта картина попала на фестивали, поступила в ограниченный прокат, ее купили за рубежом. Такое «мобильное кино» может стать самостоятельным жанром.

Айсылу Кадырова: Между прочим, кино — большой помощник театра. Кинопоказы спектаклей помогли [нью-йоркскому театру] Метрополитен-опера выбраться из долговой ямы. Кстати, в Казани популярные постановки тоже можно увидеть на экране, и благодаря монтажу это смотрится не хуже, чем в жизни.

Зрительница: Кинорежиссер манипулирует зрителем с помощью монтажа, в театре так сделать нельзя. Кино — как протертая пища, легко усваивается. А театр — пища твердая, требующая больше времени для переваривания, восприятия. Без театра нельзя быть квалифицированным зрителем.

Зритель: Если ты снимаешь на «запретные» темы — твой фильм не попадет в прокат. [Не могу сказать, что театр свободнее] — театр мне вообще не нравится, я перестал туда ходить.

Альбина Нафигова: Можно все — было бы желание. Кино можно распространять не только через прокат, но и, например, через интернет. Возвращаясь к вопросу, зачем кинорежиссеру театр: для вдохновения. Сама киноиндустрия обойдется без театра, не обижайтесь. Но если у режиссеров, участвующих в нынешней лаборатории, есть мотивация сделать что-то стоящее в Свияжске, они сделают.