как это было
Свияжск АРТель 2019
подводим итоги шестой театральной лаборатории на острове Свияжск
В Свияжске закончилась шестая лаборатория сайт-специфического театра «Свияжск АРТель». В этом году организаторы лаборатории пошли на эксперимент и вместо режиссеров театра позвали для работы над эскизами спектаклей режиссеров кино: Тимура Бекмамбетова, Игоря Волошина и Елизавету Стишову. Проекты создавались в очень сжатые сроки: участники прибыли на остров 8 августа, а на 16-е уже были назначены первые показы.

С 12 по 14 августа, за несколько дней до театральных показов, в Казани прошла кинопрограмма лаборатории. Зрители посмотрели полнометражный дебют Елизаветы Стишовой «Сулейман-гора» и ее же короткометражку «@Жених», картины Игоря Волошина «Я» и «Нирвана», блокбастеры Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а еще — спродюсированный им триллер «Поиск», снятый в формате скринлайф (когда все, что вы видите на экране — это компьютер героя).
Театральная программа открылась 16 августа эскизом «Паук»: его поставил Игорь Волошин по собственному киносценарию. Сюжет разворачивается в СССР конца 40-х: кинозвезду Ольгу Х. арестуют по ложному обвинению и держат в одиночной камере на Лубянке. Следователь-садист пытается выбить из нее признание, актриса настаивает на своей невиновности. Единственный, кто поддерживает Ольгу — обитающий в камере черный паук.

Эскиз играли во дворе Музея истории Свияжска — в сталинскую эпоху здание занимала тюрьма ГУЛАГа. Волошин рассказывал свою историю на языке условного театра: например, паук внешне ничем не отличался от персонажей-людей, а паутину ему заменяла пищевая пленка. Собственно, единственной бытовой деталью был черный автомобиль НКВД: актеры выходили из настоящего ГАЗ-М1.

Арестованную звезду сыграла супруга режиссера и постоянная участница его проектов Ольга Смирнова, паука и следователя — актер Казанского ТЮЗа Павел Густов и актер Чебоксарского театра «Станиславский.com» Роман Смирнов. В эпизодических ролях появились Елена Калаганова, Диана Сафарова, Анастасия Радвогина и Руслан Риманас.

Осенью Волошин собирается снимать на том же материале фильм — но уже в другой, более реалистичной манере: того же паука режиссер хочет показать с помощью компьютерной графики.
Тимур Бекмамбетов показал эскиз «Ходжа Насреддин» по пьесе, созданной в соавторстве с Ильгизом Зайниевым: казанский драматург и режиссер написали ее специально для проекта. Бекмамбетов давно мечтал рассказать новую историю о Ходже, причем рассказать с точки зрения его ишака — заурядного обывателя, а не мудреца, как Насреддин. Бекмамбетов и Зайниев не просто пересказали всем известные притчи о Ходже, но связали их общим сюжетом: Насреддин путешествует в поисках жены, которую похитил жестокий эмир Тимур.

Эскиз играли поздно вечером, когда уже стемнело. Зрители спускались на песчаный берег острова и видели перед собой красный театральный занавес, освещенный факелами. Когда занавес поднимался, за ним оказывался настоящий восточный базар: организаторы собрали для проекта аутентичные восточные костюмы и реквизит.

Публика следовала за героями от одной локации к другой; единственным источником света оставался живой огонь. Процессию сопровождали музыканты, игравшие на этнических инструментах; над музыкой работал композитор Радик Салимов, он же был одним из исполнителей (а компанию ему составили Базарбай Бикчантаев и Альберт Сатрутдинов).

Ходжу Насреддина сыграл артист театра им. Камала Эмиль Талипов, ишака — Нияз Зиннатуллин из Казанского ТЮЗа. Остальные мужские роли исполнил Искандер Хайруллин из того же театра Камала, а женские — Юлия Маленкина из иммерсивного спектакля «Анна Каренина».
«Аввакум» Елизаветы Стишовой основывался на «Житии протопопа Аввакума» — автобиографию знаменитого старообрядца, которая опередила литературу своего времени: Аввакум не просто сам пишет свое житие, чего до него никто не делал — он нарушает все мыслимые каноны жанра. Стишова не хотела реконструировать быт и психологию людей XVII века: в ее эскизе условное русское Средневековье смешивалось с современностью, а трагедия — с веселым балаганом. Юродивый выступал со стендапом, а доносы, написанные на протопопа соседями, перекликались с сегодняшними новостями. Деревянная беседка в музейном «Саду размышлений» напоминала то сруб, в котором Аввакума заживо сожгли вместе с товарищами, то подмостки площадного театра. Главного героя сыграл казанский актер и драматург Павел Поляков.
Единственный театральный режиссер, приехавший на лабораторию в этом году — участник off-программы Вася Березин, который показал эскиз «Слово о полку Игореве». Актриса Роза Хайруллина гуляла по непарадной части Свияжска в компании двух коров и периодически читала им «Слово», а зрители следовали за ними. Животные «импровизировали» — то отказывались идти вперед, то сходили с намеченного маршрута — и становились, по сути, соавторами проекта. Полностью предугадать события спектакля не мог даже сам режиссер — но в этом и заключался его замысел.
Большая часть костюмов, декораций и реквизита для эскизов предоставили партнеры: Управление культуры г. Казани, Генеральное консульство Узбекистана в Казани, Дом дружбы народов, Театр им. Камала, ДК им.Ленина, НКЦ «Казань», рестораны «Пашмир» и «Древняя Бухара», «Святая Чаша».

Что такое «Свияжск АРТель»?
Это ежегодная театральная лаборатория в Свияжске. Ее проводит Фонд поддержки современного искусства «Живой город» при содействии Министерства культуры РТ и музея-заповедника «Остров-град Свияжск» . Формат лаборатории означает, что режиссеры готовят эскизы спектаклей в очень сжатые сроки — буквально за несколько дней.

В «Свияжск АРТели» участвовали известные режиссеры из России и не только: например, лауреаты «Золотой маски» Дмитрий Волкострелов, Всеволод Лисовский и Роман Феодори. Год назад на лабораторию приезжал Штефан Кэги — один из создателей знаменитой театральной группы Rimini Protokoll: это была его первая оригинальная работа для России. Все проекты лаборатории относятся к сайт-специфическому театру.

Что это за направление — сайт-специфический театр?
Это когда вы находите декорацию вместо того, чтобы строить ее в театральной мастерской. Сайт-специфические спектакли ставят на городских улицах и промзонах, в торговых центрах и барах, даже в автобусах и метро. Декорации на лаборатории «Свияжск АРТель» — это природа острова и его архитектура. Многие работы показывают под открытым небом.

фото на превью - Александр Бивол